Логопедическое сопровождение детей с РАС в МАОУ Казанцевской СОШ
Автор статьи: Хольшина Ольга Николаевна, учитель-логопед МАОУ Казанцевской школы (с. Казанцево, Шушенский район)
Диагноз «аутизм» ещё недавно был приговором. Считалось, ребенок с таким диагнозом никогда не сможет нормально жить и развиваться. Но в последнее время аутизм привлекает все большее внимание специалистов различного профиля. Такой интерес вызван с одной стороны достижениями в области его клинического изучения, а с другой — неотложностью и сложностью практических вопросов диагностики и коррекции.
Прежде чем приступить к работе с детьми с РАС, было изучено много литературы на данную тему. Но ничего не поможет, пока сам не соприкоснёшься с этими детьми, не изучишь их. Дети с одним диагнозом, оказываются разными по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. И к каждому нужен свой подход, поэтому необходимо создавать атмосферу спокойствия, доверия и доброжелательности. Каждого ребёнка нужно подпустить ближе к себе, похвалить его, погладить по голове. Это сделать сложно, т.к. они не подпускают близко к себе, относятся к этому раздраженно. Понадобится время.
Учитель-логопед, один из специалистов оказывающих адресную помощь детям с РАС. У детей с РАС наблюдается широкий спектр речевых расстройств, очень часто именно учитель-логопед является тем человеком, который должен провести первичную диагностику развития ребёнка и скоординировать семью для дальнейших действий.
Речевое развитие детей с РАС и нарушением интеллекта к моменту начала обучения в школе вариативно, программы коррекции строятся в зависимости от выраженности аутистических нарушений, неврологических особенностей и особенностей поведения ребенка.
У детей отсутствует фразовая речь, при этом они могут цитировать большие по объему тексты, декламировать любимые стихи в процессе речевых аутостимуляций. Их речь соответствует примерно возрасту двух лет, для которого нормативным считается отсутствие фразы, использование глаголов в инфинитивной форме, отсутствие местоимений, включая «я», присутствие в речи распространенных штамповых конструкций. Однако зрительное восприятие, моторная функция, непроизвольная память у данных школьников могут быть сформированы на более высоком уровне.
Работу с детьми с РАС строю поэтапно.
Первый этап — установление контакта.
Второй этап – формирование первичных учебных навыков, коммуникативных навыков.
Третий этап – работа над указательным, утвердительным и отрицательным жестами, над формированием звукопроизносительных навыков.
Четвёртый этап – обучение чтению.
На начальном этапе растормаживания речи направляю свою деятельность на:
— постепенный переход от установления контакта к совместной деятельности;
— развитие взаимодействия, подражания, имитации действий и движений («Сделай как я»);
— закрепление связи «звук-символ»;
— ротовое внимание, игры с артикуляцией;
— игры с использованием микрофона на развитие дыхания, формирования воздушной струи;
— подражание неречевым и речевым звукам;
— формирование фразы – дай мяч, дай кубик и т.п.
Большую помощь на данном этапе работы оказывают интерактивные игры логопедического портала Мерсибо http://mersibo.ru/ Активное использование игр на развитие звукоподражания, формирования фонематического слуха, глагольного словаря и т.п. на занятиях дало свои результаты: неговорящие дети повторяют за героями небольшие слова и звукоподражания. Особенно нравятся обучающимся данной категории такие игры, как «Игрозвуки» (игра на подражание речевым звукам), «Тик-так-звуки» (упражнения на звукоподражание), «Кто сказал Му? (игра на различение голосов животных), «Грибники» (игра на развитие звукоподражания и слухового внимания), «Бежит – лежит» (игра на формирование фразы).
В работе над простым предложением активно использую картинки-схемы для формирования вербального оформления мысли. Большую помощь на данном этапе оказывает приложение для планшетов IPad «Аутизм: Общение», разработанный отечественными и израильскими специалистами. Данное коммуникативное приложение на русском языке помогает аутичному ребёнку научиться общаться с окружающими и развить навыки спонтанной речи. Приложение содержит коммуникатор, при помощи которого ребёнок может обозначать желаемые предметы, так и составлять полноценные предложения-просьбы. Звуковое сопровождение изображений позволяет ребёнку озвучить собственные желания. В нашем случае обучающиеся научились составлять предложения после второго-третьего занятия.
Работая с аутичными детьми, приходится создавать всё новые и новые пособия, так как интерес к играм, как к пройденному материалу быстро теряется. Игры и упражнения необходимо использовать через некоторое время для закрепления материала и для диагностики учебных навыков. В работе с детьми использовались такие игры и пособия как «Парные картинки» (по лексическим темам), «Подбери узор», «Последовательность действий», «Четвёртый лишний», «Противоположности», «Подбери по контуру», «Чья тень?» и т.д. Очень эффективны игры с песком (пересыпание, рисование пальцами), рисование маркером геометрических фигур и обведение их пальцем, рисование лиц с различной мимикой. Использую музыкальные инструменты (губная гармошка, различные свистульки) и мыльные пузыри при работе над артикуляционным праксисом. Металлофон с цветными клавишами применялся ещё и для изучения основных цветов.
Чтобы формирующиеся навыки не оказались нефункциональными, изолированными от ежедневно возникающих социальных ситуаций, использовался метод «сопровождающего обучения», который был основан на применении естественно возникающих ситуаций, эпизодов с целью формирования коммуникативных навыков. В процессе коррекционной работы необходимо комбинировать выполнение учебных заданий и упражнений с использованием повседневных ситуаций. Это позволяет ребенку осуществить перенос формирующихся коммуникативных навыков в различные социальные контексты. Позволяет детям понять, что произнесенная фраза приводит к определенному результату; что с помощью речевого высказывания можно повлиять на поведение других людей, что способствует решению создавшейся ситуации.
Закреплению результатов обучения детей способствовали речевая и развивающая среда в семье, наглядное расписание, блок заданий на неделю (поведение, речь и другие навыки), выполнение домашних заданий.
На занятиях использую альтернативные коммуникативные системы коррекции:
– социальные игры (имитационные игры, игры перед зеркалом, ролевые игры);
–упражнения (вербальная имитация, комментирование изображений на картинках);
– проведение индивидуальных бесед на доступном для детей уровне.
В ходе игровых ситуаций формировались умения попросить предмет, повтор действия, умение выразить приветствие, отказ, согласие, удовольствие или недовольство.
В логопедической работе использую следующие методики коррекции:
— методика Л.Г.Нуриевой («Развитие речи у аутичных детей»);
— методика глобального чтения Б.Д.Корсунской;
— методика коммуникации PECS;
— элементы методики М.Монтессори.
В практической деятельности стараюсь изменить не детей, а изменить их поведение, обучить новому поведению; уменьшить нежелательное поведение и обучить навыкам во всех областях развития детей.
Логопедическое сопровождение имеет здоровьесберегающее направление. Одним из направлений работы с обучающимися с РАС является использование карточек PECS.
На первом этапе, ввожу первыми две карточки PECS – «нет» и «да», т.к. дети с РАС часто не умеют копировать и повторять движений, таких как кивок и отрицательные махи головой. Освоение этих двух карточек облегчает жизнь родителям и ребенку. Очень важно, если ребенок может произнести слово «нет» и «да» или показать жестом, карточки использовать не нужно.
Второй этап ввода карточек PECS — мотивационные предметы и действия ребенка. Например: картинка с яблоком. Нужно показать ребенку эту картинку и спросить: «Хочешь?», если да, то организовать обмен и озвучить название карточки. Во время передачи яблока, карточку следует забрать и обязательно похвалить. Далее ребенка следует ознакомить с другими обозначениями мотивационных предметов. Обозначенные картинкой действия вводятся так же, как и предметы.
Например: ребёнок любит кататься на велосипеде. Нужно показать подходящую картинку, сказать «кататься», дать ему возможность прокатиться на велосипеде, еще раз показать картинку.
Важно! Как только ребенок пытается назвать желаемый предмет словом, карточку следует убрать из альбома.
Третьим этапом обучения PECS будет набор карточек, которые точно обозначают события — расписание. Расписание включает в себя несколько карточек определенной тематики, расположенные друг за другом в определенном порядке.
Это может быть расписание дня, похода в магазин, уборки, сборов в магазин, приема пищи и т.д.
Этот этап вводится при условии, что ребенок видит и понимает картинки на карточках и соотносит картинки с их значением. Пример: «расписание дня». Для ввода этих карточек нужно подготовить планшет (картонная или пластиковая основа), на котором будут выстроены в ряд картинки или фото с изображением тех повседневных занятий, которыми нужно заняться ребенку в течение дня.
Карточки следует распределить таким образом, чтобы занятия по программе были расположены сразу перед любимыми занятиями ребенка, такими как просмотр мультиков, прогулкой и т.д. Таким образом, ребенок будет понимать, что перед прогулкой ему нужно учиться.
Расписание можно использовать для развития ребенка в учебных целях. Взяв альбом или планшет нужно спросить: «Что у нас сейчас? А что будет потом?». В конце дня, когда все события из расписания дня закончились, нужно собрать карточки и пообщаться с ребёнком: «Что было в начале дня?», «Что было после занятий?», «Что ты делал после просмотра мультфильма?» и т.д.
Расписание нужно не только для обучения, а и для того, чтобы убрать у ребенка чувство тревоги. Часто встречается, что у детей с РАС возникает тревога, если нарушается привычный для них режим дня и ребенок не понимает, что будет происходить дальше.
У ребёнка, не сразу появится целый альбом карточек PECS. Начинать стоит с одной мотивационной или двух карточек «да/нет». Если ребёнок все понимает и быстро поддается обучению, добавляется еще одна карточка – и постепенно их объём доводится до нужного размера.
Можно сделать карточки PECS по темам: «поездка к бабушке, «просмотр мультиков», «чистка зубов», «расписания дня», «карточки с нуждами» и т.д. Все карточки для занятий должны быть в доступе, чтобы ребенок смог в любой момент ими пользоваться.
Карточки PECS очень просто сделать своими руками. Лучше всего использовать фотографии, т.к. изображение более реалистичное и его лучше воспринять ребенку. Можно распечатать на цветном принтере картинки, найденные в интернете. Картинки легко сделать нужного размера сохраняя в предварительно созданной таблице в Microsoft Word.
За шесть лет работы с детьми с РАС отзывы родителей использовавших PECS говорят о том, что с помощью этих карточек происходит лучшая стимуляция коммуникации, то есть ребёнок сам хочет общаться и начинает строить предложения в своей голове. Карточки только стимулируют его к возникновению речи.
При сопровождении ребенка с РАС следует учитывать необходимые правила:
1. Ровный эмоциональный фон. Все фразы и предложения формулируем исключительно в положительном ключе. Разговаривать при этом спокойно и нейтрально.
2. Никогда не говорить аутичному ребёнку много слов, так как он потеряет мысль уже после третьего слова, а на четвёртом и вовсе перестанет слушать. Говорить нужно кратко, структурировано, чётко, и максимально понятно.
3. Во время разговора важен глазной контакт. Чтобы чему-то научить аутичного ребёнка, нужно обязательно сесть напротив него и посмотреть в глаза, после уже требовать выполнения какого либо действия.
4. Зрительное восприятие лучше, чем словесное. Если есть возможность показать, показывайте. Если ребёнок умеет читать, то написанное слово для него лучше произнесённого. Например, если сказать аутичному ребёнку — «Сделай задание, и ты посмотришь мультфильм», он может вас не понять. Если же показать с помощью картинок, что сделав это, ты посмотришь мультфильм – он вас поймёт. Для этого хорошо подходят карточки PECS.
5. Никогда не поощряйте плохое поведение. Родители и взрослые, которые окружают ребёнка, должны поощрять хорошее и не замечать плохого.
6. Поощрять ребёнка, когда он не совершает ничего плохого. Нужно дать понять ребёнку, что когда у него хорошее поведение – его замечают и любят. Даже если он ничего не делает нужно обратить его внимание, например, сказав: «Какой ты красивый», «Какой ты умный», «Какая у тебя хорошая улыбка», придумать можно что угодно. Главным фактором является обратить внимание ребёнка на себя в момент, когда он не делает ничего плохого.
Не стоит пытаться научить ребенка всему сразу, лучше сначала сосредоточиться на одном наиболее доступном ему навыке, постепенно подключая его к наиболее простым операциям в других, часто повторяющих бытовых ситуациях. При правильно построенной работе дети с РАС могут достигать неплохих результатов. В каждом конкретном случае результаты будут разные. Периоды прогресса могут сменяться регрессом, так же, как и у здоровых детей. Для того, чтобы отследить динамику, следует фиксировать (записывать) малейшие достижения. В работе с аутичными детьми, как ни с какими другими, важны последовательность, твердость, настойчивость и требовательность. Добиваясь от ребенка правильного поведения, целенаправленной деятельности, мы формируем соответствующий стереотип, который помогает взаимодействовать, познавать мир, учиться.
Полный текст статьи можно прочитать по этой ссылке.