ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на ступени НОО
Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО, следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных).
Цель внеурочной деятельности:
— Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
— Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов обучающихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими
нормативными документами и методическими рекомендациями:
— Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64101) — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389560/;
— Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022г.
№ТВ–1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (Информационнометодическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования);
— Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022 г. № 03-871 «Об организации
занятий «Разговоры о важном»;
— Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся – http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/;
— Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20);
— Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от28.01.2021№2(далее – СанПиН1.2.3685- 21).
В целях реализации плана внеурочной деятельности образовательной организацией может предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой форме), включая организации дополнительного образования, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации культуры, физкультурно — спортивные, детские общественные объединения и иные организации, обладающие необходимыми ресурсами.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетают индивидуальную и групповую работы, обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность, экскурсии, походы, деловые игры и пр.
Допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в
пределах одного уровня образования.
В соответствии с требованиями обновленных ФГОС НОО образовательная организация обеспечивает проведение до 10 часов еженедельных занятий внеурочной деятельности (до 1320 часов на уровне начального общего образования).
Внеурочная деятельность осуществляется через:
— предметное содержание учебного плана;
— деятельность, организуемую классными руководителями;
— деятельность центра «Точка роста»;
— деятельность других педагогических работников (социального педагога, педагога-психолога) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников школы;
— программ дополнительного образования;
— взаимодействие с организациями- социальными партнёрами
Рабочие программы курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеразвивающих образовательных программ ориентированы на планируемые результаты освоения образовательной программы НОО МАОУ Казанцевской СОШ.
Воспитательный потенциал курсов внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ реализуется с использованием содержания мероприятий и проектов РДШ в рамках выбранных школьниками видов деятельности.
Для обучающихся с ОВЗ предусмотрено ведение обязательных занятий коррекционной направленности. Занятия проводят педагог- психолог, учитель-логопед, дефектолог, педагоги, программы деятельности которых направлены на коррекцию знаний по предмету, воспитание мотивации, развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.), а также на развитие речи и адаптацию детей с ОВЗ в социуме, на развитие двигательной активности.
Планирование внеурочной деятельности
С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ начального общего и основного общего образования при формировании плана внеурочной деятельности образовательной организации предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся:
1 час в неделю – на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник, первый урок);
В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: часы, отведенные на занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся часы, отведенные на занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных спортивных клубах и музыкальных студиях).
Промежуточная аттестация обучающихся и контроль за посещаемостью
Результаты освоения программ могут быть учтены в форме защиты проектной работы, выполнения норматива, выполнения индивидуальной или коллективной работы, творческого отчета и т.п., в соответствии с рабочей программой учителя и с учетом особенностей реализуемой программы. Текущий контроль за посещением обучающимися занятий внеурочной деятельности в школе и учет занятости обучающихся осуществляется классным руководителем и преподавателем, ведущим курс. Учет занятости обучающихся в организациях дополнительного образования детей (спортивных школах, музыкальных школах и др. организациях) осуществляется классным руководителем.
Программа организации внеурочной деятельности в I — IV классах
реализуется в рамках 5 направлений деятельности:
1. Спортивно–оздоровительное направление заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Во время занятий формируется культура здорового и безопасного образа жизни; используется оптимальный двигательный режим для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей; развиваются
потребности в занятиях физической культурой и спортом. Динамическая пауза; Программы: «Спортивное ориентирование», «Волейбол», «Шахматы».
2. Духовно-нравственное направление обеспечивает развитие обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. В основу работы по данному направлению положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, формирование общечеловеческих ценностей в контексте развития у обучающихся гражданской идентичности; воспитание нравственного, ответственного,
инициативного и компетентного гражданина России; приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы; последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности; формирование духовной культуры, привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности и чувства патриотизма, позитивного отношения к базовым ценностям общества. По итогам работы в данном направлении проводятся конкурсы, концерты, защита проектов. Информационно — просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»;
Программы: «Школьный театр «Искры творчества»», «Сказкатерапия»
3.Основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена проблема формирования сознательного гражданина с прочными убеждениями,воспитания ценностного отношения к окружающей среде, людям; формированиясоциально-трудовой компетенции, воспитания с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия,потребности приносить пользу окружающим, целенаправленно формироватьмотивационно — потребностную сферу растущего человека. Без усвоения нормвзаимоотношений невозможно формирование социальной активности, в процессеразвития которой происходит повышение уровня самоопределения ребенка, расширение
понимания им своего места в системе отношений «я и мои сверстники», «я и взрослые»,
«я и общество». Критерием оценки выполнения программ социального направления является не просто ее продукт (он может быть минимален), а степень сформированности ответственного отношения к общему делу.
Программы: «Юный патриот», «Медиа-школа», «Ученическое самоуправление в начальных классах»
Общеинтеллектуальное направление базируется на развитии творческого
мышления, воспитании культуры умственного труда, развитие интеллектуальных способностей ребенка, формировании представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности, обучение детей специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. В результате занятий у детей развивается устойчивый интерес учебно-познавательной и исследовательской деятельности, формируется углубленное представление об объекте исследования как области, в рамках которой ведется исследование отношений и свойств для получения новой информации, развивается умение добывать знания и умения использовать их на практике, стимулирование развития потребности в познании. Программы: «Перволого», «Шахматы», «Клуб юного читателя»
5.Общекультурное направление способствует воспитанию способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, формированию ценностных ориентаций, развитие обшей культуры, знакомству с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно- этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран, развивает эмоциональную сферу ребенка, чувства прекрасного, творческие способности,
формирует коммуникативную и общекультурную компетенции, формирует активную жизненную позицию. Программы: «Хореография», «Вокал», «Волшебное тесто», «Изо-студия».
Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими
работниками, ведущими занятия. Для этого в школе оформляется журнал учета занятий внеурочной деятельности, в которые вносятся списки обучающихся, Ф.И.О. педагогических работников, даты и темы проведенных занятий вносятся в журнал в соответствии с рабочими программами курсов внеурочной деятельности.
Учет занятости обучающихся во внеучебное время, в том числе учет посещения занятий внеурочной деятельности, кружков и секций осуществляется классными руководителями.
Режим внеурочной деятельности.
Перерыв после окончания учебных занятий и до начала занятий внеурочной деятельности организуется в рамках работы групп продленного дня.
Урочная деятельность (от 4 до 5 уроков в зависимости от расписания уроков) → перерыв (включая прогулку и питание обучающихся) → внеурочная деятельность.
После окончания занятий внеурочной деятельности организация работы группы продленного дня будет продолжена.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся. Количество посещаемых курсов по внеурочной деятельности выбирает сам обучающийся и его родители (законные представители).
Все виды внеурочной деятельности ориентированы на воспитательные результаты.
Внеурочная деятельность организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других
Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных, так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, конкурсы, концерты, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий, в том числе и в группах продленного дня.

