ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОО
План внеурочной деятельности является частью образовательной программы
МАОУ Казанцевской СОШ
1.1. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов:
— Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
— Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99, гл. 3, ст. 28.II.2;
— Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
— приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»;
— приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
— образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— письма Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05.2011 г. №03-296 «Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования.
1.2. Цель внеурочной деятельности:
— Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время;
— Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность ориентирована на формирование у выпускников школы личностной готовности к самоопределению, которая подразумевает наличие у старшеклассника способности соотносить свои цели с имеющимися у него ресурсами и окружающими его условиями. Старшая школа в соответствии с задачами возраста решает следующие задачи:
• создание насыщенного образовательного пространства (которое предполагает возможность выбора старшеклассником уровня изучения предметов, элективных курсов, форм участия в общественной жизни);
• создание системы педагогического сопровождения индивидуальных образовательных программ (система мероприятий, направленная на выявление оснований выбора пунктов индивидуального учебного плана, создание индивидуальной образовательной программы, поиска ресурсов для реализации индивидуальной образовательной программы);
• создание условий для получения старшеклассником позитивного социального опыта.
1.3. Организация внеурочной деятельности
1.3.1. При организации внеурочной деятельности допускается чередование в рамках
учебного дня урочной и внеурочной деятельности. Каждого отдельного обучающегося
общий объём часов внеурочной деятельности не может быть более 340 за учебный год. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой нагрузки.
Группы для организации внеурочной деятельности формируются на основе выбора
обучающихся и их родителей (законных представителей) с учётом реальных кадровых,
материально-технических, организационных возможностей школы.
1.3.2.План внеурочной деятельности реализуется педагогами школы: учителями — предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования, преподавателем-организатором ОБЖ, педагогом-психологом, библиотекарем, педагогом-организатором..
Для реализации плана внеурочной деятельности используются учебные кабинеты, компьютерный класс, мобильный компьютерный класс, библиотечно-информационный центр, лаборатория по химии и физике, актовый зал, помещения для занятий в студиях и кружках, спортивный зал, тренажерный зал, спортивная площадка,
1.3.3. Система внеурочной деятельности Учреждения включает:
1. Организацию деятельности ученических сообществ, в том числе классов, разновозрастных объединений по интересам, подростковых общественных объединений, организаций, которая происходит:
- в рамках ВУД в классе: система единых тематических классных часов, социальных акций, проб, практик, проектов, коллективно-творческих дел класса
— в рамках общешкольной ВУД:
- деятельность Совета старшеклассников;
- деятельность школьного пресс-центра;
- деятельность ВСК «Снайпер»
- деятельность ФСК «Атлант».
2. Внеурочная деятельность по учебным предметам ООП СОО осуществляется по выбранным обучающимися 10 — 11 классов курсам внеурочной деятельности в целях формирования, прежде всего, таких групп планируемых результатов освоения ООП СОО, как личностные и метапредметные. ВУД по учебным предметам реализуется в формате курсов внеурочной деятельности, научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов различного уровня, предметных декад, индивидуально-групповых занятий, дополнительных образовательных программ.
3. Воспитательные мероприятия
Воспитательные мероприятия реализуются в рамках традиционных общешкольных дел, воспитательных программ школы и классных коллективов.
Мероприятия в сфере трудовых отношений и выбора будущей профессии, осуществляется через организацию образовательных экскурсий, профессиональных проб, сотрудничество, СПО «Сельскохозяйственный колледж», реализацию Федерального проекта «Билет в будущее», совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями), использование средств психолого- педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии.
4. Обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации включает:
— совокупность мероприятий по рационализации и оптимизации образовательной деятельности, использование здоровьесберегающих практик осуществления образовательной деятельности;
— профилактику различного рода зависимостей: развитие представлений обучающихся о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему; расширение знаний обучающихся о правилах здорового образа жизни; формирование умений оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих.
Обеспечение благополучия обучающихся в пространстве образовательной организации осуществляется в следующих формах: реализация ГТО, проведение школьной спартакиады, Дня Здоровья, месячников по противопожарной безопасности и ГО ЧС, месячни
1.3.4 Организационное обеспечение учебной деятельности включает совокупность мер, направленных становление навыков безопасности дорожного движения, социальных акций, антикоррупционных мероприятий и т.п.; направлено
на оптимальное использование всех ресурсов для достижения обучающихся максимально возможных результатов образовательной деятельности.
Организационное обеспечение внеурочной деятельности реализуется в следующих формах:
- проектная, учебно-исследовательская деятельность;
- индивидуально-групповое сопровождение обучающихся по подготовке к предметным олимпиадам, конкурсам;
- внеурочные занятия по выбору в соответствии с ИУП обучающихся;
- разработка и защита индивидуального проекта;
- организация деятельности ученического самоуправления;
- воспитательная работа (внеклассные и внешкольные традиционные образовательные события;
— самообразование и посещение учреждений дополнительного образования.
Индивидуальный проект — это проект или учебное исследование, которое выполняется учеником в 10-11 классах, показывает его умение работать самостоятельно, уровень сформированности универсальных учебных действий. Защита проекта (исследования) является обязательной. Индивидуальный проект обучающихся сопровождает классный руководитель.
Основой педагогической поддержки учащихся является технология индивидуального сопровождения (индивидуальная образовательная траектория) как система профессиональной деятельности специалистов в образовательной среде, направленная на создание эмоционального благополучия обучающегося, его успешного развития и обучения, на обеспечение продуктивного продвижения по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с собственными образовательными потребностями и потребностями семьи.
1.3.5. Внеурочная деятельность строится по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное направление представлено деятельностью ФСК «Атлант», ВСК «Снайпер», школьной спартакиадой и циклом районных спортивных мероприятий.
Общекультурное направление представлено кружками и студиями художественно-эстетической направленности: студией хореографии «Шаг вперёд», студией эстрадного вокала «Шанс».
Во внеурочной деятельности активно используется база школьного Музея истории села. В рамках взаимодействия с этнографическим музеем п. Шушенское проходят музейные уроки.
Общеинтеллектуальное направление реализуется через курсы по выбору, организацию проектной, учебно-исследовательской деятельности, проведение олимпиад, научно-практических конференций.
Становлению навыков разрешения проблемных ситуаций, сотрудничества, коммуникации способствует и рефлексия в постоянных отрядах.
Духовно-нравственное направление нацелено на духовное развитие личности, воспитание мира чувств, его эмоциональной чуткости. Направление реализуется посредством Информационно — просветительских занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» , мероприятий в рамках программы «Военно-патриотическое воспитание молодёжи». Деятельность направлена на формирование у выпускников осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, готовности служению Отечеству, осознания значения семьи в жизни человека и общества, привитию социальных норм, правил поведения.
Социальное направление реализуется через социальные практики, пробы, социальные акции и проекты, деятельность школьного самоуправления, Медиа-центра. Основными задачами деятельности является включение обучающихся в творческую жизнь класса, школы, развитие творческого потенциала детей, их социальной активности.
Учет занятости обучающихся во внеурочное время, в том числе учет посещения занятий внеурочной деятельности и учет посещения занятий в отделении дополнительного образования Учреждения, организациях дополнительного образования, осуществляется классными руководителями.
1.4 Воспитательные результаты внеурочной деятельности выпускника школы:
- конструктивное участие обучающихся в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- сотрудничество со сверстниками, детьми младшего возраста и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность выпускников к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
