Организация обучения старшеклассников по индивидуальным образовательным программам в МАОУ Казанцевской СОШ
Автор статьи: Конев Владимир Юрьевич, учитель математики и информатики МАОУ Казанцевской школы (с.Казанцево, Шушенский район)
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) — Программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами.
Индивидуальный учебный план (ИУП) — совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения конкретным учащимся из учебного плана общеобразовательного учреждения.
Индивидуальный образовательный маршрут — определённая последовательность освоения компонентов содержания образования, выбранная для конкретного ученика.
Образовательные маршруты — допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся).[1]
С декабря 2017 года в Казанцевской средней школе созданы условия, позволившие организовать обучение старшеклассников по индивидуальным образовательным программам (далее ИОП). Целью мы ставили создание пространства взросления в учебном процессе, которое должно было обеспечить повышение уровня самостоятельности и ответственности старшеклассников по отношению к своему обучению.
Сначала в апробации модели такого обучения были задействованы только учащиеся 10 класса. Это было обусловлено тем, что учителям нужно было приготовить огромный инструментарий, включающий переструктурированные рабочие программы, многочисленные табло учета, переработанный предметный и дидактический материал. Сейчас практика нового обучения отработана и в ней уже полноценно участвуют все учащиеся старшей школы.
Перед запуском модели обучения старшеклассников по ИОП была проведена длительная содержательная работа педагогического коллектива и подготовительная работа учащихся 10 класса. В эту деятельность вошли следующие этапы:
- Составление каждым учащимся индивидуального учебного плана (сентябрь-октябрь 2017 г). Каждый учащийся 10 класса совместно со своими родителями составлял свой учебный план, который потом в присутствии опять же родителей утверждался завучем.
- Проведение разработческого семинара, создание учительской кооперации (октябрь 2017 г).
- Структурирование учителями предметного содержания с целью определения образовательных маршрутов для возможности построения учащимися индивидуальных образовательных маршрутов (октябрь-ноябрь 2017 г).
- Разработка инструментария для планирования деятельности учащихся (октябрь-ноябрь 2017 г).
- Обсуждение модели с учащимися. Знакомство с инструментарием (ноябрь 2017 г).
Процесс обучения по ИОП был запущен 4 декабря 2017 и на данный момент является установившейся практикой.
Организация обучения старшеклассников по ИОП представлена тремя пространствами:
- Планирование;
- Реализация;
- Рефлексия.
Планирование учащимися своей ежедневной учебной деятельности проходит с 8.00 до 8.30. В это время ученики на основе шаблонов планов на день, табло планирования по предметам, пожеланий учительской кооперации, ресурсов учительской кооперации составляют индивидуальный маршрут на день. Кроме различных табло, учащимся предоставлены краткие аннотации к предметным темам, в которых отражены примерное время на изучения, способы изучения, формы контроля. Составленный учащимся план на день утверждается дежурным учителем, назначаемым в учительской кооперации на конкретный день.
С 8.30 и до 14.30 учащиеся занимаются реализацией своих индивидуальных планов на день. Учащимся в свободном доступе предоставлены холл третьего этажа и информационный центр, включающий в себя учебный класс, компьютерный класс и библиотеку. Взаимодействие учащихся по поводу освоения ими предметного содержания осуществляется в сводных группах, парах, индивидуально на основе методик коллективных учебных занятий: ВТ, ВОЗ, ВПТ, ВПЗ, методика Ривина. Часть предметного материала учащимися может изучаться по видеоурокам, к которым учитель заранее готовит методическую инструкцию. Хорошие результаты показывает методика схематизации. Также используются лекции, семинары, практикумы.
В ходе реализации своей ИОП каждый учащийся постоянно меняет позиции: где-то он обучается, где-то обучает, где-то принимает тему у другого ученика.
Всю деятельность учащихся по реализации ими планов на день можно развести по трем процессам. В учебном процессе учащиеся осваивают новое содержание. В производственном процессе – работают над докладами, рефератами, выполняют индивидуальный проект. В клубном процессе учащиеся своими силами организуют для себя различны тренинги, игры, проводят мастер-классы, например, по кулинарии, другими словами, организуют полезный отдых.
Жизненно необходимым инструментом для успешной реализации учащимися своих индивидуальных программ является рефлексия. Она позволяет своевременно выявлять различные проблемы и затруднения учащихся по освоению ими учебного содержания, позволяет учащимся корректировать свои программные представления, обеспечивает наиболее эффективное взаимодействие учащихся с учительской кооперацией.
Для проведения рефлексии учащиеся «по желанию» сформировали пять постоянных отрядов. В каждом отряде выбран командир. В первые две недели апробации обучения по ИОП совместная с учительской кооперацией рефлексия проходила ежедневно. Это позволило учащимся сформировать необходимые навыки планирования, понять «модель». Сейчас рефлексия организуется раз в неделю по пятницам в 14.30. Сначала командиры организуют рефлексию в постоянных отрядах, а потом встречаются с учительской кооперацией для проведения общей рефлексии. После проведения рефлексии командир знакомит свой отряд с ее итогами.
Проведенный после первого года апробации модели анализ показал повышение у старшеклассников качества как предметных так и метапредметных результатов. Школьный мониторинг показал развитие рефлексивных умений, развитие умений управленческого цикла, общих умений коммуникации.
На данный момент новая практика обучения старшеклассников в Казанцевской средней школе вошла в режим функционирования.
[1] Лебединцев В.Б. Индивидуальная образовательная программа школьника как новое дидактическое явление // Современная дидактика и качество образования: обеспечение новых стандартов: сборник статей и стенограмм III Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 19–21 января 2011 г. – Красноярск, 2011. – С. 163.
Старшая школа — будущее
Состав группы: Шишлянников А.В., Алексеева Л.Ф., Тимакова Е.С., Кондрашева Е.В.
Цель – создание пространства взросления, которое обеспечивает повышение уровня учебной самостоятельности и ответственного отношения к собственному образованию.
Задачи:
· Формирование умений целеполагания и планирования
· Формирование рефлексивных умений для построения маршрута развития
· Развитие коммуникативных навыков
Организационный план-график
Период |
Мероприятия |
Январь-май 2020 г. |
Формирование умений целеполагания, планирования, рефлексивных умений учащихся через ежедневное планирование и рефлексию. |
Сентябрь 2020 Май 2021 г. |
Проведение обучающих семинаров для учительской кооперации по пониманию клубного и производственного процессов.
|
Сентябрь 2020 май 2022 г. |
Формирование учительской кооперации не как группы учителей, а как процесса. Организация коллективных учебных занятий на всех предметах учебного плана старшей школы. Подготовка содержания учебного материала для осваивания учащимися по собственному образовательному маршруту. Организация пространства, где учащиеся могут осваивать учебное содержание в разных формах. |
Сентябрь 2021 Май 2022 г. |
Организация процесса обучения с учетом трех процессов: учебного, клубного и производственного. |
Описание модели организации обучения в старшей школе
Состав группы: Шишлянников А.В., Алексеева Л.Ф., Тимакова Е.С., Кондрашева Е.В.
Данная модель направлена на решение основных проблем старшей школы: низкая мотивация учащихся, завышенная самооценка, низкий уровень учебной самостоятельности, несоответствие уровня притязания с уровнем самостоятельности.
Основная цель – создание пространства взросления, которое обеспечивает повышение уровня учебной самостоятельности и ответственного отношения к собственному образованию.
Задачи:
· Формирование умений целеполагания и планирования
· Формирование рефлексивных умений для построения маршрута развития
· Развитие коммуникативных навыков
Обучение в старшей школе организовано по индивидуальным образовательным программам с помощью трех основных процессов: учебного, производственного, клубного, а также рефлексивного пространства.
На первом этапе каждый учащийся старшей школы совместно с родителями составляет индивидуальную образовательную программу (ИОП), в которой учитываются все три процесса. Программа утверждается заместителем директора по учебно – воспитательной работе.
Для качественного планирования учебного процесса в старшей школе коллективные учебные занятия должны быть организованы на всех предметах учебного плана.
Для организации обучения содержание учебного материала должно быть полностью пере структурировано, определены независимые блоки для совместного изучения в течение двух лет обучения, простроены маршруты изучения взаимозависимых тем, разработан дидактический материал, краткие аннотации к учебному содержанию, где отражено примерное время на изучение, способы изучения, формы контроля, что позволит учащимся осваивать учебный материал своим темпом и по собственному образовательному маршруту. Это обеспечивает комфортность ученика на занятиях и сохранение его здоровья.
При ежедневном планировании учащиеся должны четко формулировать цель на получение конкретного результата (для полного понимания, что и для чего я делаю). При планировании должны учитываться разные способы освоения учебного материала и формироваться сводные группы по разным видам деятельности. От простого планирования (листах планирования) учащиеся должны постепенно переходить к самостоятельному планированию: найти себе напарника, спланировать самостоятельное изучение, выбрать способ освоения учебного содержания. В ходе планирования и реализации учебного плана на день, обучающийся должен выдерживать методические цепочки: учусь – учу; совместно изучаю – проверяю; самостоятельно изучаю – проверяюсь.
Для осуществления поставленных учащимися целей нужны пространства, где учащиеся будут осваивать учебное содержание в разных формах:
· информационный центр с выходом в интернет;
· индивидуальный компьютер с наушниками, для прослушивания лекций или просмотра видео уроков;
· пространство для организации работы в парах (с разным содержанием);
· пространство для индивидуальной работы;
· пространство для работы сводных групп.
Учительская кооперация рассматривается не как группа учителей, а как процесс, включающий в себя коллективную заботу «всех обо всех»; заботу об определенной области предмета (предметная забота); заботу о заботе другого (дежурный учитель, учитель-технолог). В учительской кооперации должно быть подчинение и информирование: учитель-предметник информирует и подчиняется дежурному учителю, учитель-ассистент информирует и подчиняется учителю-предметнику и дежурному учителю.
Процесс кооперации осуществляется через сборы:
· стратегические для решения общих проблем работы модели, где присутствуют все участники кооперации
· оперативные для решения вопросов с теми, кто участвуют в планировании следующего дня;
· кооперативные летучки для решения текущих задач
Для оценивания результатов, а также учета прохождения учебного материала один раз в четверть подводятся итоги через зачетную систему. Для обучающихся, желающих подтвердить качество изученного материала по отдельным предметам или темам, организована работа службы аттестации.
Для организации рефлексивного пространства формируются постоянные отряды из учащихся 10-11 классов. Вначале рефлексия проводится в присутствии взрослых. Рефлексия должна проходить ежедневно в любое удобное время. Вопросы для рефлексии вытекают из анализа прожитого дня, они могут быть заданы как от учительской кооперации, так и от обучающихся. Результат рефлексии — качественное планирование следующего дня, а так же рекомендации, правила и нормы.
Клубный процесс организуется через:
· кружки и секции;
· тематические классные часы, которые готовят и проводят учащиеся;
· подготовку к традиционным внутри школьным мероприятиям;
· дополнительное образование (участие в творческих конкурсах)
Производственный процесс организуется через:
· участие обучающихся в социальных индивидуальных проектах;
· волонтерство;
· участие в мероприятиях РДШ.